Чем же отличается российский политменталитет от украинского?

Порошенко В недавнем интервью «фрАзе» доктор психологических наук Михаил Найденов, говоря о различиях между украинцами и россиянами, привел показательный пример из своей практики.

Один его клиент жаловался на жизнь из-за того, что ему пришлось уехать из родного Луганска. Подобная тоска у него была не впервые: после распада СССР ему было весьма тяжело адаптироваться к новой украинской реальности. В союзные времена он был преуспевающим советском гражданином, а потом всего этого не стало.

Найденов посоветовал клиенту поехать в Россию, которая была бы ему ближе как правонаследница СССР. Однако тот заметил, что там у него не будет такой свободы, как в Украине. Детальнее изучив этнические особенности россиян, клиент пришел к выводу, что все-таки является политическим украинцем…

Чем же отличается российский политический менталитет от украинского?

«В российском политическом менталитете доминирует определенный образ государственной власти. Народ не столько поручает власти выполнение каких-либо функций, сколько вручает ей свою судьбу. На этой основе в российском политическом менталитете утвердился в качестве ценности и базовой установки патернализм», — пишет доктор политических наук Николай Баранов.

Государственное попечительство, отмечает он, рассматривается как благо и обязанность властей перед народом, а идеалом власти считается прежде всего власть единоличная, сильная и справедливая. «Для российского политического менталитета характерным является культ государственной власти, преклонение перед ней как воплощением силы и господства… Этатизм основывается на том, что российское государство, наделяющееся сверхъестественными свойствами, рационально воспринимается как создатель российской действительности», — подчеркивает Баранов.

В российском менталитете, констатирует ученый, власть ставится выше закона, что формирует такую политическую установку, как неверие в закон в качестве воплощения справедливости. Большинство населения, понимая необходимость неких общих правил, готовы соблюдать законы, но только при условии соблюдения законов представителями органов власти…

А вот особенность украинской истории, как отмечается в книге «История украинской культуры» под редакцией Виктора Лозового, заключается в том, что исторически национальная самостоятельность ограничивалась небольшими промежутками времени.

Констатируется, что неустойчивость, постоянные угрозы духовно-культурного подавления, уничтожение сознательных, активных представителей народа, а также предательства со стороны собственной элиты характеризуют жизнь нации. Эти факторы способствовали развитию среди украинцев недоверчивого отношения к любой власти, ее внутреннего неприятия при внешнем подчинении, подчеркивается в работе Лозового.

«Вінничани розчаровані»

О том, как быстро в Украине позитивный дискурс по отношению к тому или иному политическому лидеру может меняться на негативный, красноречиво свидетельствует эта обложка одного из последних выпусков винницкой газеты «RIA» — символично, что в данном случае речь идет именно о вотчине действующего главы государства…

«Война на востоке, долларовые качели, серия заказных убийств и непонятных самоубийств, повышение тарифов, неудачные попытки реформ и „Рошен“ как символ олигархии — под такими негативными тегами Петр Порошенко провел свой первый президентский год. Из позитива: наконец Украина появилась на мировой карте и в мировосприятии иностранцев», — пишет журналистка «RIA» Алена Рябоконь.

Ниже представлены несколько мнений представителей винницкой общественности.

Олег Левченко, исполнительный директор общественной организации «Подольское агентство регионального развития»:

— Я не могу давать оценку президенту, потому что понимаю, что есть объективные вещи, с которыми президент справляется, с которыми нет. Я голосовал за Петра Порошенко, как и большинство украинцев, не видел другого достойного кандидата. Оправдал ли он доверие народа, покажут следующие президентские выборы. Если Порошенко пойдет на них, можно будет с легкостью оценить эффективность его каденции подсчетом голосов.

Елена Павлова, председатель Благотворительного фонда «Без границ»:

— Что касается волонтерской деятельности, то в этом смысле год показателен. Развитием волонтерства хорошо воспользовался президент. Выгодно как для власти, так и для волонтеров. Впервые в истории Украины им предоставили возможность получать полномочия наряду с министрами. Плюсом президента является то, что благотворительная помощь до1700 гривен не облагается налогом ни для фондов, ни для получателей. Хотя это касается только военных в зоне АТО, их семей, переселенцев.

Таисия Гайда, активистка винницкого Майдана:

— 25 мая, в годовщину президентского срока, мы проводили акцию «Год без реформ. Хватит врать». Она прошла во многих городах Украины. Мы собрали все обещания президента и показали, что почти все они не выполнены. Таким образом, и это самое страшное, у нас появился президент, который много обещает и не делает ничего. Начиная с обещания завершить АТО за две недели, повышения зарплат военным, которые не только не имеют обещанных шесть тысяч, но и 900 задекларированных получить могут не все… Бизнес свой президент до сих пор не продал, и многое другое. А еще плохо то, что президент не отчитался о своей деятельности. Мы разочарованы. Сейчас война, цены растут, доллар — тоже, а зарплаты и пенсии падают, люди в отчаянии.

Михаил Бардин, председатель общественного совета при Винницкой облгосадминистрации:

— Президент успешно обеспечивает интересы страны на международной арене. А вот внутренние интересы страны (хотя не все в его власти) пока не может. В частности, не придерживается данных обещаний. И сегодня Порошенко остается олигархом при власти, а этот статус не слишком положительно воспринимается украинцами. Также не смог проконтролировать ляпы правительства по поводу повышения тарифов… Говорить о борьбе с коррупцией неуместно, ведь это система, с которой Порошенко, даже будучи главой государства, самостоятельно справиться не может…

Постскриптум

Как бы ни были винничане и украинцы из других областей правы, критикуя действующего президента и правительство, создается впечатление, что порой за этим стоит не столько попытка трезво оценить власть, сколько стремление выразить общее недовольство жизнью, обвинив во всем руководство страны — даже в том, на что его функции не распространяются.

Это, разумеется, не оправдывает власть во всех тех случаях, когда она не исполняет своих обязательств перед обществом, в частности тех обещаний, которые давал Порошенко. Однако тотальной критикой президента и правительства можно легко прикрывать собственное несовершенство.

В конце концов, дело не в самой власти, а в характере общественных ценностей, ориентиров, отношений, которые рождают ту или иную власть. И то, что нужно быть готовым через год разочароваться в тех, за кого голосуем, уже должно было стать для нас уроком периода независимости.






Leave a Reply

Ваш email адрес не будет опубликован. Обязательные поля обозначены как *

*