День Святого духа в православии: Обряды и народные приметы

Святой Дух играет третью роль в Святой Троице, роль истинного Бога, единосущного и равнославного Отцу и Сыну. Как и все из Троицы, он имеет свойства, которые присущи только ему, но он на равных в божественном сравнении с Отцом и Сыном.

День Святого Духа
День Святого Духа, или в простонародье Духов день, с древних времен считается границей двух сезонов – лета и зимы. Со времен принятия христианства этот день был отнесен к празднику Святой Троицы, а если говорить еще точнее, то его отмечают в понедельник, следующий за Троицой.
Обряды в день Святого Духа
Духов день также называют Зелеными святками. Этот праздник буквально наполнен обрядами, корни которых скрыты в давних, языческих временах. Основным символом Зеленых святок является береза, первая зелень, а также открытие сезона летних полевых работ. И до сих пор цикл праздника не нарушен, он включает в себя несколько обрядов. 
Например, в село вносят березки, плетут венки, проводят таинство кумленья, хоронят кукушку (Кострому или русалку). Береза считается основным символом бесконечной жизненной энергии. Как и во время зимних колядок, на Духов день люди рядятся в животных, а также в нечисть, чертей или русалок. Песни, которые поются во время праздника, содержат в себе темы о любви и труде, ведь упорный труд может стать залогом благополучия во время полевых работ.
Самыми любимыми песнями на Зеленые святки были «Ты удайся, удайся мой лен» и «Мы просо сеяли». При исполнении этих песен женская половина участников святок с точностью воспроизводила движения, о которых поется в песнях: сеяли лен или просо, собирали урожай, прочесывали льняные нити или засыпали просо в погреба. В давние времена эти песни пелись во время полевых работ и несли в себе магические значение. В наше время все выполняют машины, ритуальный смысл песен утерян. Но они по-прежнему остались любимыми для народа, и сейчас их можно часто услышать на всевозможных гуляниях.
В Духов день нужно принести в дом веточки березы и несколько букетов первых полевых цветов. Букеты и ветки засушивают и хранят в укромном месте до следующих Зеленых святок. После того как в селе начинается жатва, сухие букетики подкладывают в житницу или в сенники, где хранится свежескошенное сено. Из листочков деревьев, которые также собираются на День Святого Духа, плетут венки и кладут их в горшки, в которые высаживается капустная рассада. Растения, собранные на Троицу, считаются обладателями магической силы. А чтобы урожай был богатым, в давние времена, да и сейчас, в церквях и храмах служат специальный молебен. От него пошел обычай «плакать над рассадой» – слезы обязательно должны попасть на дерн для рассады или на пучок цветов.
После того как были отслужены службы и завершены молебны, народ направлялся на погосты, для того, чтобы украсить могилы своих близких ветками березы, а также устроить угощение. Когда поминки заканчивались, люди возвращались домой, но еду нужно было обязательно оставить на кладбище. Завершал праздник Зеленых святок или Духова дня обряд похорон Костромы. Образ Костромы напрямую связан с окончанием Зеленых святок.
На роль Костромы выбирали красивую молодую девушку из тех, которые участвовали в обряде, ее обряжали в белое, в руках у нее были дубовые ветки. Выбранную Кострому ставили в центр девичьего хоровода, кланялись ей и оказывали знаки почтения. «Умершая Кострома» укладывалась на доски, и участники обряда переносили девушку к берегу реки. Там проводили обряд «пробуждения», и все заканчивалось веселым купанием.
Есть еще одна трактовка этого обряда. Вместо девушки брали соломенное чучело. Участники хоровода проносили чучело по всей деревне, а потом его либо закапывали, либо сжигали, либо же топили в реке. Этот ритуал проводился потому, что люди были уверены, что Кострома воскреснет к следующему празднику Троицы и, вернувшись на землю, принесет с собой плодородие для полей.
Практически по всей территории Древней Руси церковные старосты, батюшки или дьяконы проводили крестный ход, народ шел толпой за ведущим вокруг полей и лугов. Также в некоторых регионах женщины, вышедшие замуж ко времени Дня духа, уходили в поля. Там расстилались скатерти, на них раскладывалась еда и устраивалась пышная трапеза. Ее прерывали лишь для того, чтобы с песнями разнести по полям долю принесенных с собой продуктов. Самой старшей из женщин была отведена роль «кормилицы земли». Она складывала кусочки еды на землю, произнося при этом заговор на урожай: «Земля-именинница, дай нам урожай».



Народные приметы на Духов день
Так как Духов день празднуется еще со времен язычества, после того как было принято христианство, празднику был придан религиозный оттенок. По христианским канонам в этот день на землю сошел Святой дух. Поэтому с Духовым днем связанно большое количество примет и суеверий. Кое-какие из них сугубо религиозные, какие-то – более современные, какие-то можно отнести еще к давним временам язычества. Расскажем о шести основных, поскольку это очень интересно и даже красиво. И уж точно – одухотворенно.
1. С давних времен Славянские народности, которые жили на востоке древней Руси, считали, что на Духов день у земли именины, с этим связана примета о том, что нельзя работать на земле в светлый праздник, чтобы не оскорбить землю-матушку работой. Есть еще один трактат этой приметы. В Духов день землю считали «беременной урожаем» и к ней нужен был особый подход, поэтому строго-настрого запрещено было использовать в этот день палки, мотыги, бороны и другие орудия сельского хозяйства.
2. По празднику Дня духов в давние времена люди определяли погоду. Народная метеорология по отношению к научной более точная, и до сих пор многие люди могут с точностью предсказать прогноз погоды на завтрашний день, благодаря приметам, которые переданы от бабушек. Так вот, какая была погода на Духов день, такой и будет погода все лето.
3. Третья примета помогает очиститься от всевозможной нечисти. Раньше люди верили в то, что в День Святого Духа с неба сходит огонь и изгоняет всю нечисть и зло с земли. Конечно же, под огнем в древние времена подразумевалась гроза. Ведь они очень частые гости в период празднования Троицы и Дня духа.
4. Русалки. Они героини четвертой приметы. Славянская мифология пестрит сказаниями о русалках. Считалось, что в Зеленые святки русалки покидают водоемы и выбираются на сушу для того, чтобы наполнить поля и луга необходимой влагой. В тех местах, где ступала нога русалки, будет обильный урожай ржи и пшеницы.
5. Издавна люди верили, в то, что на Духов день души умерших родственников или близких возвращаются на землю из рая и усаживаются на березовые ветки. Вот и просили души о помощи, например, предсказать то, что может случиться в будущем. Незамужние девчата сплетали венки и бросали их в реку, если венок поплыл по течению – будет и замужество скорое, и счастье, и дом – полная чаша. Если же венок утонул – то жди беды.
6. Считается, что в День Святого Духа открываются клады. За то, что к земле-имениннице было проявлено почтение и уважение, она может открыть несметные сокровища, хранящиеся в ее недрах. Очень многие верили в это и на Зеленые святки отправлялись в леса и поля, чтобы «послушать» землю. Они прикладывали ухо к почве и искренне верили в то, что смогут найти спрятанный клад.
Источник: modli.ru






Leave a Reply

Ваш email адрес не будет опубликован. Обязательные поля обозначены как *

*