Новинский и Лукаш будут следующими после Корбана?

Новинский

К уголовному делу, возбужденному против лидера партии «УКРОП» Геннадия Корбана, можно относиться как угодно. Одни с надрывом в голосе кричат, что это не что иное, как чистой воды политическое преследование. Другие рассудительно замечают, что в нашей стране заработать такой капитал, оставаясь при этом кристально честным человеком, невозможно, и если «повязали», значит, есть за что. Третьи же утверждают, что когда олигархи выясняют отношения, без жертв не обойтись.

Какая точка зрения имеет больше прав на жизнь, решит следствие. Нас же куда больше интересует, насколько длинная череда громких уголовных дел последует за задержанием Корбана, особенно если учесть весьма непонятную ситуацию с Новинским и достаточно неожиданное задержание Елены Лукаш 5 ноября.

Кто будет следующим? На этот и многие другие вопросы «фрАза» попросила ответить людей, которые умеют просчитывать поступки политиков на несколько ходов вперед.

Игорь ХАРЧЕНКО, политический аналитик, директор Центра развития общества:

Оценку тому, в чем обвиняют Корба, должен давать суд. Что же касается того, является это дело политическим или уголовным, то нужно признать: в нашей стране последние лет 15 нет неполитических дел. И общественная деятельность, и бизнес на определенном уровне перестают быть чисто бизнесовыми или общественными и приобретают политический окрас.

Очевидно, что такой процесс, тем более, если это глава партии, которая добилась определенного успеха на выборах, становится политическим. По самой сути этот процесс нельзя рассматривать как уголовное производство по делу ОПГ, как озвучивалось прокурорами.

Были надежды, что в ходе пресс-конференции представителей СБУ и прокуратуры общественности будут представлены серьезные доказательства вины. Но то, что на данный момент демонстрируется, не вызывает доверия и напоминает то, что мы уже видели в прошлом.

Сейчас это начинает превращаться в определенный фарс. Хорошие адвокаты могут доказать, что в этом деле есть множество процедурных нарушений. Тогда возникает вопрос: если спецоперация так тщательно готовилась, о чем говорили советники силовых структур, почему она так слабо подготовлена с юридической точки зрения?

Разумеется, в этой ситуации у общества может сложиться ощущение, что это политическое дело.

Что же касается того, кто будет следующим, то, если мы говорим о политической борьбе, нужно учитывать, что наша политика очень непредсказуема. У нас заключаются союзы, которые еще вчера казались нереальными, а уже завтра воспринимаются как норма.

Украина приближается к тому моменту, когда должна наступить развязка, так как у нас очень много проблем просто откладывалось. Они были отложены и не решались. Естественно, при наступлении развязки всегда ищут кого-то крайнего, кого можно будет обвинить в тех или иных ошибках, чтобы отвлечь внимание общественности от более серьезных проблем.

Юрий ЯКИМЕНКО, политэксперт, заместитель генерального директора Центра Разумкова:

В нашей ситуации крайне сложно прогнозировать, кто будет следующим. Нужно признать, что уже давно ничего не слышно по поводу уголовных дел, касающихся расстрела Майдана и всего, что с этим связано.

Кроме того, делать прогноз в ситуации, когда подобные прецеденты появляются при полном внешнем отсутствии оснований для этого, крайне сложно.

Что касается непосредственно дела Корбана, то в нем есть составляющая, которая связана с его бизнесом, а также политическая составляющая, ибо он является лидером политической партии.

Говорить о том, где заканчивается одно и начинается другое, пока рано. Особенно, пока нет внятной информации, что же конкретно предъявляют Корбану, какие выдвигают обвинения и какие есть доказательства. Пока нет достаточной базы, чтобы говорить об этом конкретно.

Думаю, что это дело связано с общеполитическими процессами, и прежде всего с тем, что нынешней властью анонсировалось как деолигархизация, т. е. борьба с олигархами. Данный момент в этом процессе играет далеко не последнюю роль.

Не превратится ли процесс над Корбаном в подобие тех судилищ, которые имели место при режиме Януковича? Скорее нет, так как ситуация в стране достаточно серьезно изменилась, хотя отдельные проявления старых времен мы все еще можем наблюдать.

Думаю, что у защиты будет больше возможностей влиять на это дело, плюс присутствует большая публичная составляющая, а также — фактор политической силы, которую возглавляет Корбан. Поэтому есть все основания предполагать, что этот процесс будет иметь действительно более правовой ракурс, чем политический. А вот каким будет судебное решение, это уже дело будущего.

Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог, директор социологической службы «Украинский барометр»:

На сегодняшний день Порошенко вступил в так называемую зону турбулентности в сфере принятия политических решений. Его решения носят хаотичный, случайный характер, причем очень часто глубоко эмоциональный и личностный. Если он кого-то ненавидит, то уже не обращает внимания на последствия для себя и для большой политической стратегии, а упорно рвется в бой.

Даже Янукович был более прогнозируемым, чем сейчас Порошенко. В этой ситуации я просто не знаю, чего ждать после Корбана. Это вполне может быть какой-то случайный и отвратительный по своему осуществлению арест кого-нибудь из регионалов. Это может быть сделано так, что человек попытается бежать, все будут разводить руками и говорить: «Ну что ж, мы хотели как лучше, а получилось так трагично и так плохо».

Я не думаю, что у Порошенко есть список и он знает, кто будет следующим после Корбана. Дело в том, что сейчас он больше заботится не о реализации какой-то конкретной политической стратегии, а ведет бои на нескольких фронтах одновременно. И кто ему сейчас попадется под руку, трудно сказать.

С Корбаном то же самое. Не думаю, что он был первый в списке, хотя вполне понятно, что дело Корбана связано с конфликтом двух олигархов: олигарха Порошенко и олигарха Коломойского. Олигархи обычно выясняли отношения друг с другом в виде борьбы между партиями, в СМИ, в лондонском суде. Здесь же впервые один из них воспользовался государственной машиной для уничтожения другого. Это что-то новое для Украины, у нас такого еще не было, и я даже боюсь прогнозировать, чем это может закончиться.

Кроме того, арест Корбана был связан с тем, что, зная взрывной и конфликтный характер Коломойского, президент рассчитывал, что тот обязательно поведется на какую-нибудь провокацию. Проскакивала информация об организации каких-то частных армий, угрозах по телефону и т. д. Президент должен был выйти и сказать: «Вот видите, мне по телефону угрожал Коломойский». Но Коломойский этого не сделал. Почему? Не потому, что он слабее или хитрее Порошенко, просто он уже это проходил. У него отбирали банк, без всякого Корбана, напрямую.

Саша-стоматолог, сын Януковича, в 2010-2011 гг. отбирал у него банк. Там тоже всячески угрожали Коломойскому, в том числе арестом Корбана и других близких к нему людей. Но Коломойский тогда отбился. И в этой ситуации он более опытен, чем Порошенко, который думает, что олигархи так легко отдают свою собственность.

Дело не только в аресте Корбана и даже не в том, что это было сделано неправильно. Дело в том, что никогда до сих пор один олигарх не использовал силовую структуру против другого олигарха. И теперь вопрос заключается в том, как поведут себя олигархи: пойдут ли они к президенту и, испугавшись конфликта, скажут, что готовы делать все, что он хочет, или же они потребуют новых перестановок.

Скорее всего, это все закончится досрочными выборами.

Дело не в Коломойском. На его месте мог быть Тигипко, Ахметов или кто-то другой. У каждого Тигипко, Ахметова или Порошенко обязательно есть свой Корбан, и арест такого человека означает серьезный конфликт. Совершенно неясно, как сейчас поведут себя олигархи. Вслед за Корбаном может быть арестован любой другой Корбан у Ахметова. У Порошенко эту роль выполняет Кононенко. Вот если бы Коломойский был президентом, то он бы тогда по логике, которой сейчас руководствуется Порошенко, арестовывал бы Кононенко.






Leave a Reply

Ваш email адрес не будет опубликован. Обязательные поля обозначены как *

*